Дизайн среды
Опыт нашей работы со студентами старших курсов специальности «Дизайн среды» по предмету «Проектирование» показывает, что не всегда студенты осознают необходимость использования законов формальной композиции в процессе проектирования реальных объектов.
На первом курсе традиционно происходит изучение ими композиции как процесса и результата деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований в среде, развитие навыков по выполнению глубинно-пространственных и объемных композиций, выявлению свойств поверхности и объема.
С нашей точки зрения, целесообразна организация и проведение специальной «переходной» (от композиции к проектированию) серии упражнений. Целью этой серии упражнений должно стать формирование у студентов умения использовать законы формальной композиции в процессе проектирования реальных объектов. Будущий дизайнер должен осознать, что законы композиции лежат в основе проектирования, учиться видеть за деталями целое и вести работу от «общего» к «частному» .
Рассмотрим более подробно предлагаемую серию упражнений.
Задание 1. На плоскости 4×6 м в масштабе 1:20 создать композицию из трёх простых геометрических фигур разных по форме. Фигуры не должны пересекаться. Работа выполняется в цвете с использованием контрастных цветовых сочетаний. Целью задания является применение студентами на практике законов композиции, развитие навыков организации плоскости как единого целого за счёт работы с размером, цветом и расположением фигур.
Задание 2. Использовать созданную ранее плоскостную композицию как «вид сверху» и создать на её основе объёмную композицию из простых геометрических тел («изомерию»). При выполнении данного задания студент учится работать с объёмом, знакомится с наиболее простым способом графической подачи трёхмерных объектов в дизайн-проектировании.
Задание 3. Выполнить по «виду сверху» и изомерии макет, в котором геометрические тела стоят на горизонтальной плоскости. Целью задания является изучение приёмов работы с материалами, формирование навыков работы над макетом; развитие объёмно-пространственного мышления.
Задание 4. Задание выполняется на основе предыдущих. Перед студентами становится задача изменить образ ранее созданной композиции за счёт декорирования форм- нанесения на поверхности геометрических тел графических структур. Это могут быть клетки, круги, полосы и кольца. Данное задание целесообразно выполнить в следующем объёме — «вид сверху», изомерия, макет. В ходе работы над заданием студент учится видеть роль декора в изменении образа объекта.
Задание 5. Задание является продолжением выполненных ранее. Его задача — изменить образ композиции из геометрических тел за счёт преобразования разработанного ранее плоскостного декора в неглубокий рельеф. Объём работы включает выполнение «вида сверху», изомерии и макета. Цель задания — показать роль такого фактора как рельеф в изменении восприятия объекта.
Задание 6. В условном пространстве 3x4x6 м в масштабе 1:20 создать композицию из трёх простых геометрических тел разных по форме и размеру, стоящих на горизонтальной плоскости. Всем вертикальным плоскостям рекомендуется задать один общий цвет. Цель задания — подготовить студента к ведению работы над дизайн — проектом от общего к частному, к пониманию роли объёма, пластики отдельных объектов в условном пространстве помещения. При этом цветное пятно на нижней плоскости является условным аналогом какого-либо напольного покрытия, а геометрическое тело вверху — осветительного прибора.
Данное задание выполняется в объеме «вида сверху», перспективы и макета.
Задание 7. Преобразовать геометрические тела, созданные в ходе выполнения предыдущего задания в стилизованные объекты мебели (куб — стол, стул; призма -шкаф, кровать, тумба; шар — кресло и т.д.). Нанести на поверхности данных объектов фактуру, имитирующую соответствующие материалы. Объем задания включает выполнение «вида сверху», перспективы и макета. В ходе выполнения этого задания у студентов формируются навыки работы над дизайн — проектом интерьера от «общего» к «частному», осуществляется дальнейшее приобретение знаний и умений в области проектирования.
Предлагаемой серией упражнений, по нашему мнению, можно как заканчивать изучение курса формальной композиции, так и начинать выполнение заданий по проектированию среды со студентами младших курсов.
Похожие статьи:
Развитие информационных технологий и их широчайшее распространение в различных областях деятельности человека привело к необходимости формирования компьютерной грамотности, информационной культуры, навыков использования новых информационных ...
2013-07-30
Курс рисунка для специальности «Графический дизайн» является важной составной частью подготовки будущего дизайнера и, следовательно, требует создания целостной последовательной и методически выверенной системы формирования практических умений и ...
2013-07-29
Урал-это крупнейшие заводы, это знаменитые на весь мир станки и машины, это золото и драгоценные камни, железные и медные руды. Б Большой интерес представляют уральские промыслы: это каслинская скульптура, камнерезные изделия, златоустовская ...
2013-07-28
Особенность методов обучения на экстернате, на вновь открывшихся специальностях дизайна во многих вузах страны состоит в том, что программа преподавания художественных дисциплин сжата во времени. Иногда на эти специальности на платную форму ...
2013-07-27
Традиционный и успешно реализуемый метод обучения дизайнеров (от проектирования к освоению профессиональных знаний) используется во всех художественных ВУЗах. Однако этот метод недостаточно эффективен тем, что требует большого опыта, протяженен ...
2013-07-25