Специальные дисциплины
Урал-это крупнейшие заводы, это знаменитые на весь мир станки и машины, это золото и драгоценные камни, железные и медные руды. Б
Большой интерес представляют уральские промыслы: это каслинская скульптура, камнерезные изделия, златоустовская гравюра, декоративные росписи по металлу и многие другие уникальные промыслы.
Исследователь искусства промышленного Урала Б.В Павловский считал основой формирования методов обучения изобразительному искусству в Уральском регионе горнозаводскую промышленность, которая и способствовала появлению многих художественных ремесел, промыслов, производств. Он рассмотрел важные аспекты декоративно-прикладного искусства Урала- явления самобытного и уникального.
Художественное образование на Урале можно рассматривать как сложный процесс, непосредственно связанный с эволюцией просвещения в целом. Художественное образование, в котором присутствовало единство развивающего логического обучения, формирующегося художественного образа и развитие творческих способностей, подразумевало выбор учащимися будущей деятельности и готовность к самореализации. На Урале не существовало единой системы обучения изобразительному искусству, что было обусловлено историческими, экономическими, культурными и географическими особенностями региона. Отсюда и сложность установления некоторых типологических характеристик методов художественного образования.
Кроме государственных учебных заведений, в XVII-XIX вв. создавались и частные, с принципиально новым типом преподавания основ художественного мастерства и уровнем профессиональной подготовки. Преобладала форма наставничества посредством передачи опыта и овладения профессиональными основами мастерства, что, в свою очередь, подразумевало воздействие опытного наставника на личные качества обучаемого и его ответственность за конечный результат обучения. Подготовка специалистов- художников была всецело подчинена общекультурному принципу постоянного воспроизводства традиционных стереотипов и ориентирована на метод запоминания и повторения определенных навыков и умений.
Благодаря удобному географическому положению на границе Европы и Азии через промышленные центры проходили торговые пути соединяющие запад и восток, включившие Урал в единую экономическую и художественно-культурную систему на рубеже XVTI-XVIII вв., обеспечившую влияние западной и восточной культур и формирование самобытности культуры Урала.. Это время зарождения горнозаводской промышленности, новой среды бытования человека, возникновения невиданных до XVII в. производств: меднопосудного, чугунолитейного, камнерезного, булатного, лакового, керамического. Возникла ситуация, в которой закладывались основы новой культуры, искусства, образования. Урал первой половины XVIII в. формировался как крупный центр просвещения и профессионального образования России.
Исследователь искусства горнозаводского Урала Б.В. Павловский писал о горнозаводских школах XVIII В., что их открытие — факт необычайной важности, создающий стройную систему художественного образования на Урале.
В школах Екатеринбурга и Перми изучались: горное дело, механика, архитектура, токарное, столярное и паяльное, камнерезное и гранильное дело.
Школа «знаменования» давала одновременно несколько профессий: навыки ремесла чертежника, топографа, камнереза, художественного литья, росписи по металлу, шлифовального дела, техники украшения меди, столяра-краснодеревщика, на основе изобразительной грамоты.
Благодаря школе знаменования, в Екатеринбурге получило развитие самобытное явление искусство горнозаводской графики. Ученики Екатеринбургской школы получали такую рисовальную выучку, которая позволяла выполнять своеобразные чертежи-рисунки, представляющие собой широкую панораму внутреннего вида заводской фабрики с архитектурным убранством и основными механизмами При этом сохранялась не только перспектива, но и соразмерность человеческих фигур. Обучение «художеству» сводилось к изображению сложных технических устройств, специфических производственных процессов: добычи золота, изготовления машин, обработки камня, возведения плотин и домен. Творческая мысль выражалась в художественном оформлении чертежей посредством многообразия декора, и индивидуального подхода к решению каждой задачи.
Школы знаменования первой половины XVIII в. были призваны развивать у учащихся профессиональные художественные навыки, которые, в свою очередь способствовали овладению основами технического ремесла, необходимого для нужд горной промышленности Урала. В.Н.Татищев одним из первых применил методику взаимного обучения, при которой старшие по возрасту и умственному развитию ученики должны были помогать младшим.
Выводы по обучению ДПИ в Екатеринбургской, Пермской, Челябинской областях:
1) Благодаря своеобразной интеграции ремесел, получались самобытные художественные изделия, характерные только для Урала, например, в музеях можно встретить металлические расписные изделия (разных периодов изготовления) с изображением металлургических заводов, с копиями классической живописи, с цветочными композициями, выполненными маховым письмом двухцветным мазком. В формировании «Лакирного дела» приняли участие беглые мастера-иконописцы, кузнецы, литейщики; по предположению ученых, купцами с восточных стран был завезен секрет знаменитого «Хрустального лака».
2) Обучали мастеров самых разных видов декоративно-прикладного искусства (в основном связанным с горным сырьем: металлом, камнем, меньше деревом) на очень высоком уровне и с разносторонней подготовкой. Эти мастера украшали мозаиками дворцы в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
3) Наиболее эффективными формами обучения были наглядность и копирование великого множества образцов, привозимых или изготовленных местными мастерами, а с 19 века, когда главенствовала академия художеств, преобладало разделение учебных предметов художественного цикла и главным методом обучения стало рисование с натуры. Обучаясь там, уральские мастера выполняли сложные академические живописные, графические, скульптурные, архитектурные работы, что значительно повысило и расширило уровень работ по декоративно-прикладному искусству.
4) Благодаря торговым путям, уральские промыслы постоянно подпитывались извне новыми знаниями: привозились гравюры , картины, шкатулки для росписи, а также приглашались мастера из Европейских стран для обучения местных мастеров искусству огранки камней и многим другим видам производственной деятельности .
В отличие от горнозаводского Урала (Екатеринбургская и Пермская области), где суровый климат был непригоден для сельского хозяйства и все декоративно-прикладное искусство и народные промыслы сосредоточились вокруг горнометаллургической промышленности — (сырье, способы обработки), то в Курганской и Оренбургской областях наоборот, народные промыслы более связаны с земледелием и скотоводством, и сырьем чаще служили шерсть, лен, кожа, глина, дерево. Значительное разнообразие различных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области: обрядовая вышивка (черно-красный крест, красное шитье, белое по белой сетке), филейное шитье (скатерти, покрывала, подзоры, накидушки), художественная гладь (платки, скатерти, салфетки, полотенца), лоскутное шитье (коврики, одеяла), ткачество (дорожки, половики, цвет которых интенсивный, с широкой палитрой красочных сочетаний), ковры (тип узора-цветочный), изделия из бересты (декор-резьба, тиснение), плетение из лозы, резьба по дереву, керамика, кружевоплетение. Локально- географическое распространение основных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области: г.Курган, Шадринский, Белозерский, Куртамышский, Катайский и др. районы.
Включение в состав спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента основывается на следующих принципах: художественной и исторической ценности произведений народных мастеров; многообразия видов художественной обработки материалов в декоративно-прикладном искусстве Уральского региона; развитие декоративно-прикладной деятельности, которое реализуется в системе индивидуальных и коллективных работ.
Деятельность по декоративно-прикладному искусству осуществляется по следующим направлениям: 1-развитие навыков целостного восприятия произведений народного искусства и осознание специфики языка народного искусства; 2-разви-тие умений и навыков в выполнении техники декоративно-прикладного искусства на основе практических упражнений; 3-формирование способности создавать творческую композицию в различных видах декоративной деятельности на основе использования стилевых знаний. Введение регионального компонента составляет 20% от основного содержания программного материала. Разработана программа спецкурса «Декоративно-прикладное искусство Уральского региона», основная задача которого состоит в совершенствовании знаний и умений по отдельным видам декоративно-прикладного искусства Уральского региона.
Обучение осуществляется через различные организационные формы: лекции, видеозанятия, мастер-классы, практические (индивидуальные и коллективные) и обобщающие занятия. Тематика лекций разнообразна по содержанию: «Роль горнозаводской промышленности в становлении и развитии декоративно-прикладного искусства Урала», «Нижнетагильская роспись по металлу», «Урало-сибирская домовая роспись», «Каслинское литье», «Златоустовская гравюра», «Кузнечное дело» «Кунгурская финифть», «История развития промыслов и ремесел Курганской области»,»Творчество мастеров
народного декоративно-прикладного искусства Курганской области», «Канашинское ковроделие», «Филейное шитье Зауралья», «Оренбургский пуховязальный промысел» и другие. Во время практической работы студенты разрабатывают самостоятельно орнаментальные и сюжетные рисунки с учетом законов цветоведения и особенностей местного художественного колорита. Творческая композиция, являющаяся обязательным приложением к дипломной работе, свидетельствует о тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты в процессе обучения по народному декоративно-прикладному искусству.
Похожие статьи:
Особенность методов обучения на экстернате, на вновь открывшихся специальностях дизайна во многих вузах страны состоит в том, что программа преподавания художественных дисциплин сжата во времени. Иногда на эти специальности на платную форму ...
2013-07-27
Традиционный и успешно реализуемый метод обучения дизайнеров (от проектирования к освоению профессиональных знаний) используется во всех художественных ВУЗах. Однако этот метод недостаточно эффективен тем, что требует большого опыта, протяженен ...
2013-07-25
Важный вид наружной рекламы - обустройство витрины. Это не только показатель имиджа магазина, но и инструмент популяризации определенной марки товара. Красиво и оригинально сделанная витрина - это своего рода дизайнерское украшение в городе, от ...
2013-08-09
Эта информация в первую очередь для тех, кто привык жить по правилам фен-шуя. Оформление визитной карточки за правилами фен-шуя оказывает большое влияние как на хозяина этой самой визитки, так и целиком на весь его бизнес. Как известно любителям ...
2013-08-07
Настоящее обучение искусству, с организацией школ, возникало только в эпоху цивилизации. В рабовладельческом обществе, когда строительство зданий, дворцов и храмов приобрело широкий размах, появилась необходимость в специальных школах, где ...
2013-08-03